СЕРИЯ А
Материал. Пары слов для запоминания: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы –
резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан –
пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко,
паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.
Ход опыта. Испытуемым зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно.
Затем экспериментатор прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые
записывают второе.
При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано
правильно, то ставят знак «+», если неправильно или вообще не записано – ставят
« - ».
СЕРИЯ Б.
Материал. Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка –
трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка –
море, салазки – завод, рыба – пожар, тополь – кисель.
Ход опыта. Характер предъявления и проверка такие же, как и в серии А. После
проведения опыта сравнивают количество запомнившихся слов по каждой серии и
испытуемые отвечают на вопросы: «Почему хуже запомнились слова серии Б?
Пытались ли установить связь между словами серии Б?»
Обработка результатов.
По каждому опыту требуется подсчитать количество
правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений.
Результаты занести в таблицу:
Объем логической памяти
|
Объем механической памяти
|
Кол-во слов первого ряда (а1 )
|
Кол-во запом-
нившихся слов (b1 )
|
Коэффициент логической памяти
|
Кол-во слов второго ряда (а2 )
|
Кол-во запом-
нившихся слов (b2 )
|
Коэффициент механической памяти
|
С1 =
|
b1
|
С2 =
|
b2
|
а1
|
а2
|
|
|
|
|
|
|
Вывод. Для успешности запоминания надо включить материал в систему, которая
отражает объективные связи.
|