Цель исследования: определить уровень эгоцентрической
направленности личности. Материал и
оборудование: бланк
теста ЭАТ, ручка, секундомер. Процедура
исследования Исследование эгоцентризма с помощью
проективного теста эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ) можно проводить как с одним
испытуемым, так и с группой, состоящей из 2-7 человек. При работе с группой
каждый участник тестирования должен быть обеспечен бланком, ручкой, удобно
размещаться за столом на расстоянии 1,5-2 м от соседей и экспериментатора. Особенностью данного задания является то,
что испытуемые не должны знать цели исследования. В качестве
"подставной" цели может быть названа проверка скорости письменной
речи или определение скорости возникновения ассоциаций на словесный стимульный
материал. При этом важно подчеркнуть, что содержание, грамотность и каллиграфия
значения не имеют. В процессе заполнения теста экспериментатору запрещается
что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать оценки и
высказывать отношение к его суждениям. Здесь необходимо следить за строгой
индивидуальностью работы испытуемого и фиксировать время выполнения задания, Инструкция
испытуемому: "Тест
содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждой из них
так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу
записывайте первое пришедшее Вам в голову окончание незаконченного предложения.
Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется". Бланк теста эгоцентрических ассоциаций
выглядит следующим образом. Тестовый
бланк ЗАТ Время, затраченное на заполнение теста
__мин.
Дата
Ф.И.О. испытуемого
Возраст
Родной язык 1. В такой ситуации ... 2. Легче всего ... 3. Несмотря на то, что ... 4. Чем дольше ... 5. По сравнению с ... 6. Каждый ... 7. Жаль, что ... 8. В результате ... 9. Если ... 10. Несколько лет тому назад ... 11. Самое важное то, что ... 12. Только ... 13. На самом деле ... 14. Настоящая проблема в том, что ... 15. Неправда, что ... 16. Придет такой день, когда ... 17. Самое большое ... 18. Никогда ... 19. В то, что ... 20. Вряд ли возможно, что ... 21. Главное в том, что ... 22. Иногда ... 23. Лет так через двенадцать ... 24. В прошлом ... 25. Дело в том, что ... 26. В настоящее время ... 27. Самое лучшее ... 28. Принимая во внимание ... 29. Если бы не ... 30. Всегда ... 31. Возможность... 32. В случае ... 33. Обычно ... 34. Если бы даже ... 35. До сих пор ... 36. Условие для ... 37. Более всего... 38. Насчет ... 39. С недавнего времени ... 40. Только с тех пор ... После завершения работы испытуемые сдают
заполненные бланки теста. Экспериментатор быстро их просматривает, не
вчитываясь в содержание, и, если замечает незавершенные предложения, то бланк
возвращается с просьбой завершить то или иное предложение. При этом время
фиксируется и прибавляется к предыдущему. Обработка
результатов Цель обработки результатов – получение
индекса эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне
эгоцентрической направленности личности. Обрабатывать результаты имеет смысл, если
испытуемый полностью справился с тестом, поэтому во время тестирования важно
следить, чтобы все предложения были закончены. Если в тестовом бланке оказалось
более 10 незаконченных предложений, то он обработке и анализу не подлежит. В
таком случае испытуемого просят протестироваться еще раз через несколько дней. Индекс эгоцентризма определяется путем
выявления и подсчета предложений, содержащих информацию, указывающую на самого
субъекта, то есть тестируемого. Эта информация выражается местоимениями и
собственными местоимениями, образованными от него. Это могут быть местоимения "я",
"мне", "мой", "мною", "моих" и т.п.
Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых указанных
местоимений нет, но они явно подразумеваются при наличии глагола первого лица
единственного числа. Индексом эгоцентризма служит количество
вышеобозначенных предложений. Для удобства подсчета предложений, содержащих это
указание о самом субъекте и отражающих его центрацию на себе, в заполненном
бланке местоимения первого лица единственного числа или соответствующие
глагольные окончания подчеркиваются, а номер предложения обводится кружочком. Анализ
результатов Для определения уровня эгоцентрической
направленности личности и анализа полученных результатов приводится таблица.
Она содержит градации уровней эгоцентризма студентов, в том числе
студентов-первокурсников. Изменение уровней, характеризующих эгоцентрические
тенденции у первокурсников, связано с тем, что поступление в вуз представляет
собой изменение социального статуса юношей и девушек. В период адаптации к
новому статусу происходит временное увеличение эгоцентричности личности. Уровни
эгоцентрической направленности юношей и девушек Очень низкий (нулевой) показатель
эгоцентризма означает, как правило, что испытуемый неверно понял инструкцию и
поставил себе какую-то иную задачу вместо предложенной в инструкции. Очень высокий показатель эгоцентризма
может быть признаком акцентуации личности на своей собственной персоне. В процессе анализа результатов нужно
учесть, что эгоцентризм и эгоцентрическая направленность – это свойства
личности. Они характеризуют ее позицию и представляют собой центрированную и
фиксированную социальную установку, определяющую обращенность на свои качества,
мысли, переживания, представления, действия, цели и т.п. Начиная с юношеского
возраста сюда включается саморефлексия. Эгоцентрическая направленностью
детерминируется позицией и способствует автономизации личности от других людей.
Она вызывается потребностями в собственном успехе, в сочувствии, в опеке, в
аффилиации, в самоутверждении, в защите своего "Я", в том числе и
психосексуальной потребностью. Эгоцентризм отражается на познавательных
возможностях человека, препятствует эффективному общению и взаимодействию с
людьми, тормозит развитие морально-нравственной сферы самой личности. Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто
бывают конфликтными, так как недоучитывают, а порой и искажают смысловое
содержание сообщения собеседника, что ведет к непониманию и межличностным
проблемам. В моральном плане эгоцентрическая
направленность может вести к эгоизму, который проявляется в попытках
использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и
интересов, а также к прагматизму, то есть связыванию всего, с чем индивид
встречается в жизни, только со своей пользой. Поскольку определение величины и уровня
эгоцентрической направленности достаточно значимо для испытуемого, то в данном
исследовании особенно важно соблюдать этику психодиагностики. В случае доверия
студента к экспериментатору желательно обсудить с ним причины, приведшие к
эгоцентричности. Факторами, способствующими развитию эгоцентризма в детском и
школьном возрасте, могут быть: перехваливание родителями и учителями, активная
стимуляция к достижению успеха, недостаток контактов со сверстниками, привычки
командовать в силу постоянного с детских лет положения руководителя (староста,
ответственный за культмассовую или спортивную работу и т.п.). Низкий уровень эгоцентризма часто является
следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома ими
становятся родители, а в школе – учителя и некоторые ученики. В отдельных случаях высокий уровень
эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым
для человека событием. Для коррекции эгоцентризма нужен опыт
общения и взаимодействия индивида с другими людьми. Важно развивать умение
учитывать точки зрения других, контролировать правильность понимания людей, с
которыми общаешься и взаимодействуешь, тренировать способность представить себя
на месте другого, быть внимательным к состояниям окружающих. Целесообразно
лицам с высоким уровнем эгоцентризма рекомендовать участие Б тренингах
сензитивности, общения, децентрации. Своевременная коррекция эгоцентризма
важна еще и потому, что на фоне его высокого уровня развиваются психопатические
черты личности, а при неадекватно низком уровне – конформность и социальная
пассивность.
Пол курс
|
Уровень эгоцентрической направленности
|
очень
низкий
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
очень
высокий
|
Первокурсники, обучающиеся первый
семестр:
|
юноши
|
0-1
|
2-7
|
8-22
|
23-30
|
31-40
|
девушки
|
0-1
|
2-7
|
8-22
|
23-29
|
30-40
|
Студенты других курсов:
|
юноши
|
0-1
|
2-7
|
8-20
|
21-26
|
27-40
|
девушки
|
0-1
|
2-7
|
8-21
|
22-27
|
28-40
|
|