Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по
своему качеству подлежат разделению на две группы:
1) формализованные методики;
2) методики малоформализованные.
К формализованным методикам относятся:
♦ тесты;
♦ опросники;
♦ методики проективной
техники;
♦ психофизиологические
методики. Для них характерны:
♦ определенная
регламентация;
♦ объективизация процедуры
обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные
способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в
деятельность испытуемого и др.);
♦ стандартизация (т. е.
установление единообразия проведения обработки и представления результатов
диагностических экспериментов);
♦ надежность;
♦ валидность.
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в
относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность
количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
К малоформализованным методикам следует отнести:
♦ наблюдение;
♦ беседу;
♦ анализ продуктов
деятельности.
Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно
когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления,
которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые
субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно
изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).
Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки
(например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких
месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте,
психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого
уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать
влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять
формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В
полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех
и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать
период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, их
склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть
использованы интервью, беседы, наблюдения.
|