Психологическая диагностика (главным образом, на Западе) в настоящее
время обладает большим количеством методик, соответствующих основным
требованиям к их разработке и проверке, но различающихся как по содержанию, так
и по способам извлечения диагностической информации. Знакомство с основными
типами диагностических методик при понимании их специфики и сферы применения
является существенным компонентом знания современного психодиагноста.
Вместе с тем авторы книги не ставили своей целью описать все многообразие
методик, разработанных специалистами и составляющих инструментарий
психодиагноста. Читатели будут ознакомлены лишь с некоторыми наиболее
известными и применяемыми в отечественной практике методиками, которые могут
рассматриваться в качестве иллюстрации методов диагностики (совокупности
способов и приемов оценки психологических свойств, имеющих существенные сходные
признаки).
Специфические особенности каждого метода определяют возможности и
трудности в работе с ним, достоинства и недостатки его использования, характер
извлекаемой с его помощью информации, способы анализа и интерпретации
результатов, вероятные ошибки. Важность знания такого рода очевидна как для
разработчиков и пользователей психодиагностических методик, так и для
заказчиков диагностических обследований, учитывающих их результаты в своей
практической деятельности.
Например, уровень доверия к диагнозу определяется тем, какие методики
были использованы (опросники, тесты или проективные), насколько сложными были
процедуры проведения и анализа, насколько зависима трактовка данных
обследования от квалификации диагноста и пр.
Помимо этого трудность постановки диагноза связана с тем, что результатов
одной методики недостаточно, какой бы совершенной она ни была. Психодиагносты,
считая, что результаты любой методики должны сопровождаться дополнительными
данными об индивиде, включают в число своих методов наблюдение, беседу, анализ
продуктов деятельности. Поэтому заблуждаются те, кто наивно называет психодиагностов
тестологами — специалист в области психодиагностики должен владеть
неформализованными методами и использовать их на практике. Понимая специфику
этих методов, он обязан знать критерии и принципы их диагностического
использования.
Классификация диагностических методик служит целям упорядочения
информации о них, нахождению оснований для их взаимосвязи и тем самым
способствует углублению специальных знаний в области психологической
диагностики.
|