Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические
особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята
очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до
нашей эры в Древнем Китае существовала система проверки лиц, желавших занять
места государственных чиновников, а в Древнем Вавилоне оценивались некоторые
качества выпускников в школах для подготовки писарей. Однако история научной
психодиагностики началась значительно позже. Психодиагностика как прикладная
наука сформировалась не сразу, а прошла значительный путь развития и становления.
Рассмотрим основные этапы этого пути.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала
складываться на рубеже XX в. под
воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено
несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку
экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик,
разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики.
Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. А ее возникновение в
50-70-е гг. XIX в. связано с возросшим влиянием
естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации»
психологии, состоявшим в переводе изучения психических фактов в русло
эксперимента и точных методов естественных наук. Первыми экспериментальными
методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.
Началом возникновения экспериментальной психологии условно
считается 1879 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии
первую лабораторию экспериментальной психологии [101; 125]. В. Вундт (1832-1920),
намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал
разработку в ней двух непересекающихся направлений:
♦ естественно-научного,
опирающегося на эксперимент;
♦ культурно-исторического,
в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения
культуры («психология народов»).
По его теории естественно-научные экспериментальные методы можно
было применять только к элементарному, низшему уровню психики.
Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние
проявления. Поэтому в его лаборатории в основном изучались ощущения
(зрительные, слуховые, цветоощущения, тактильные) и вызываемые ими двигательные
акты-реакции, а также чувство времени, объем и распределение внимания. По
образцу лаборатории В. Вундта стали создаваться подобные экспериментальные
лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах
(Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).
Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к
изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации.
Они и стали предметом исследования Ф. Гальтона (1822-1911).
Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 г. опубликовал результаты своих
ассоциативных экспериментов [118]. Составив список из 75 слов, он открывал их
по одному и включал секундомер. Как только испытуемый отвечал на
слово-раздражитель словесной ассоциацией, секундомер останавливался. Так
впервые хронометрия была использована для исследования умственной
деятельности.
В. Вундт сразу же после публикации Ф. Гальтона использовал ассоциативную
методику в своей лаборатории, хотя и считал высшие функции не подлежащими
эксперименту. Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции
объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями
испытуемых [100].
Автором, создавшим первый собственно психологический экспериментальный
метод, был Г. Эббингауз (1850-1909), изучавший законы памяти, используя
для этого наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов
речи, не имеющих конкретного значения) [97]. Он полагал, что полученные им
результаты не зависели от сознания испытуемого, интроспекции (наблюдения индивида за тем,
что происходит в его психике) и, следовательно, в большей степени
удовлетворяли требованию объективности. Этим методом Г. Эббингауз открыл путь
экспериментальному изучению навыков.
Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал
объем внимания и навыки чтения [118; 125]. С помощью тахистоскопа (прибора,
позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки
времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать
различные объекты — формы, буквы, слова и т. д. Объем внимания в его опытах
составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и
слов на вращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации
(«забегания» восприятия вперед).
Так на рубеже XX в. в психологии
утвердился объективный экспериментальный метод, который начал
определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию
эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений
создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между
людьми.
Дифференциальная психология стала еще одним
источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических
особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы
возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.
Но возникновение психодиагностики не было итогом простого логического
развития экспериментально-психологического и дифференциально-психологического
изучения человека. Она складывалась под воздействием запросов практики, сначала
медицинской и педагогической, а затем и индустриальной. Одной из основных
причин, обусловившей зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую
врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и
душевнобольных людей. Работы французских врачей Ж. Е. Д. Эскироля и Э.
Сегена, занимавшихся проблемами умственной отсталости детей, внесли
определенный вклад в разработку методов, помогавших определить умственную
отсталость.
|