Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой
различных методов диагностики личности. С этой целью используются чаще всего не
тесты, а особые методы, среди которых выделяются прежде всего опросники и
проективная техника.
Опросники, вероятно, являются самыми первыми
психодиагностическими методами, заимствованными психологами из естествознания,
опросники использовал Ч. Дарвин [118].
Опросники — это большая группа методик, задания которых представлены
в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное
сообщение некоторых сведений о себе, о своих переживаниях и отношениях в виде
ответов. Теоретической основой этого метода можно считать интроспекционизм.
Возникший в глубокой древности в рамках религиозной идеологии, он содержал
тезис о непознаваемости духовного мира, о невозможности объективного изучения
психических явлений. Отсюда вытекало предположение, что, кроме самонаблюдения,
нет иных способов изучения сознания человека. Метод опросников можно рассматривать
в качестве разновидности самонаблюдения (так, например, считал А. Бине).
Появление первых психодиагностических опросников связано с именем
Ф. Гальтона, который использовал их не для изучения личностных качеств, а для
оценки познавательной сферы человека (особенностей зрительного восприятия, умственных образов) [101]. В конце XIX в. с помощью метода опросников проводились исследования памяти
(А. Бине, Е. Куртье), общих понятий (Т. Рибо), внутренней речи (О. Сен-Поль) и
др. Отпечатанные опросники обычно рассылались по адресам будущих респондентов,
иногда их печатали в журналах.
Прототипом личностных опросников был опросник, разработанный
американским психологом Р. Вудвортсом (1869-1962) в 1919 г. — Бланк
данных о личности (Woodworth Personal Data) [10, т. 2]. Этот опросник был
предназначен для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической
симптоматикой. За прошедшие с того времени десятилетия опросники получили
широчайшее распространение в качестве психодиагностического метода исследования
личности.
Другим известным методом диагностики личности являются проективные
техники. Их родоначальником традиционно считается метод словесных
ассоциаций, возникший на базе ассоциативных теорий. Ассоциативная концепция в
качестве ведущего принципа организации сознания человека использовала
ассоциацию, понятие о которой ведет свое происхождение от Аристотеля. Как
целостная система ас-социанизм возник в XVIII в., хотя некоторые его принципы были открыты раньше.
Возникновение метода свободных словесных ассоциаций (Word Association Techniques ) связано с именем Ф. Гальтона, о чем уже сообщалось выше.
Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К.
Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910) и др. [10, т. 2]. Для чего
используется метод словесных ассоциаций? Сегодня принято рассматривать его в
качестве приема для изучения интересов и установок личности. Однако следует
отметить, что интерпретация получаемых результатов определяется теоретическими
взглядами исследователей. Поэтому вопрос о валидности определенной методики не
может быть решен однозначно, вне соотнесения с теоретическими позициями ее
создателей.
Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы
проективных методик, как Завершение предложений (Sentence-Complection Techniques). Впервые для изучения личности завершение предложений было
использовано А. Пейном в 1928 г. [10, т. 2].
Кроме ассоцианизма теоретические истоки проективных методов можно
искать в психоанализе, ставящем во главу угла понятие бессознательного.
Бессознательное принималось первоначально как скрытый двигатель личности,
мотив, слепо действующий из таинственных глубин организма. Разум по отношению к
бессознательному служит маскировочным механизмом. Для того чтобы проникнуть в область
бессознательного, понять скрытые в нем тенденции, необходимо было в
эксперименте направить сознание на решение особых заданий, которые позволили
бы непроизвольно проявиться бессознательному в личности. Такого типа задания и
включались в проективные методики.
Одна из самых популярных проективных методик была разработана в
1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом (1884-1922). Создавая эту
методику, Г. Роршах предъявлял психически больным испытуемым чернильные пятна
и в результате своих наблюдений те характеристики ответов, которые можно было
соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в
систему показателей. В дальнейшем эта методика использовалась многими
исследователями как у нас, так и за рубежом [10, т. 2; 14; 86].
Еще одна из наиболее распространенных в мире методик — Тематический
апперцептивный тест (Thematic Apperception Test —TAT) — была создана в 1935 г. Г. Мюрреем (1893-1988)
совместно с X. Морган. Стимульный
материал ТАТ состоит из таблиц с изображениями неопределенных, допускающих
неоднозначные толкования ситуаций. Испытуемому предлагается придумать небольшую
историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, и как она будет
развиваться. В настоящее время существует множество модификаций ТАТ, известны
разные подходы к анализу и интерпретации данных [10, т. 2; 59; 86].
К началу 40-х гг. XX в. диагностика
посредством проективных методик стала очень популярной на Западе. Ныне она
занимает лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, несмотря на
критическое отношение к данным, получаемым с помощью проективной техники.
Критические замечания в адрес этих методик большей частью сводятся к указаниям
на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными,
неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, а
главное, на большой субъективизм в интерпретации результатов.
Завершая краткий обзор истории развития и становления психологической
диагностики на Западе, отметим, что она отличается широким разнообразием
используемых методик как в отношении формы, так и их содержания. Возникновение
психологической диагностики вызвано требованиями практики, а ее развитие
направлено на удовлетворение этих требований. С этим связано появление не
всегда теоретически обоснованных, но методически совершенных приемов и способов
диагностирования.
|