» ПІЗНАВАЛЬНІ ПСИХІЧНІ ПРОЦЕСИ |
|
» ЕМОЦІЙНО - ВОЛЬОВІ ПРОЦЕСИ |
|
» ІНДИВІДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ ОСОБИСТОСТІ |
|
» Статистика |
Онлайн всього: 1 Гостей: 1 Користувачів: 0 |
|
Исследование творческого воображения
Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения. Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер. Процедура исследования Данное исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или положены на стол перед испытуемым обратной стороной, чтобы до инструкции они не читали напечатанные на них слова. При тестировании группы даются одинаковые бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из трех слов как можно большее количество предложений. Инструкция испытуемому: "Прочитайте слова, написанные на бланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу Вам отводится 10 минут. Если все понятно, тогда начинаем!" В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по прошествии 10 минут дает команду: "Стоп! Работу прекратить!" Обработка и анализ результатов Показателями творчества в данном исследовании являются:- величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
- сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения.
Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.Шкала оценки творчества | Пункт | Характеристика составленного предложения | Оценка предложения в баллах | а | В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации. | 6 баллов | б | В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации. | 5 баллов | в | В предложении использованы все три слова в обычной комбинации. | 4 балла | г | Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации. | 3 балла | д | Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой в силу чисто словесной связи. | 2,5 балла | е | Правильно использованы только два слова, а третье искусственно введено в предложение. | 1 балл | ж | Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями. | 0,5 балла | 3 | Предложение представляет собой бессмысленное объединение всех трех слов. | 0 баллов |
Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все после дующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла. При подсчете баллы удобнее заносить в таблицу результатов. Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Эта оценка не превышает 6 и свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества либо намерение испытуемого действовать алогично и тем озадачить исследователя. Таблица результатов.№ предложения | Оценка предложения в баллах | 1. | | 2. | | 3. | | ... и т.д. | | Сумма баллов | |
Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов, только если сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того, следовательно, больше продуктивность творческой деятельности. Творческое воображение предполагает создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов. В данном случае – это создание предложений без заданного образца. Студенты филологии и студенты естественных факультетов различаются опытом работы с лингвистическим материалом, что важно учитывать. Кроме того, получаемый показатель творчества свидетельствует о субъективной новизне результатов, если они новы или оригинальны для самого испытуемого.
|
Категорія: Уява | Додав: pe443 (03.10.2011)
|
Переглядів: 687
|
|
|
» WMZONA.COM |
|
» WMMAIL.RU |
|
|